cart Корзина пуста
г. Новосибирск, ул. Планировочная, 58 Смотреть на карте
pic Расширенная гарантия до 3 лет
pic Собственный сервис центр. Гарантийное, послегарантийное обслуживание и ремонт Подробнее
pic С 1994 года поставляем оборудование для ремонта и диагностики автомобилей
Статья

Автономка

Автономные системы отопления. В последние годы - это один из самых динамичных секторов энергетики. В качестве топлива автономные системы могут использовать газ, дизельное топливо и, что самое важное для нас - отработанное масло. Оказывается мечта о бесплатном тепле, которой грезит каждый владелец крупного производственного помещения, не так уж эфемерна.

Только цифры

Согласно статистике, в одной только Москве ежегодно подлежит утилизации около 150 000 т отработанного масла. Ежегодно собираемые в России объемы использованных масел, по официальным оценкам, приближаются к отметке 2 млн. тонн. Размер российского автопарка растет ежегодно, следовательно, тенденция увеличения объема "маслооборота" очевидна. Кроме того, сегодня только 15-20% масла регенерируется. Остальные 80% нелегально сбрасываются в окружающую среду. В ближайшем будущем, по мнению чиновников природоохранных ведомств, этот показатель будет меняться. Отработанные масла имеют энергетическую ценность, более чем в 2 раза превышающую показатели угольного топлива и более чем на 10% - дизельного. Качественное сжигание одного литра отработанного масла позволяет выделять порядка 11 кВт тепловой энергии.

Уже многие годы система централизованного тепло- энергоснабжения крупных городов переживает непростой период. Недостаток инвестиций, высокая степень износа оборудования, постоянный рост потребления - вот лишь основные причины постоянного роста тарифов на энергоресурсы. К ним можно добавить ещё и монополизацию рынка. Крупные энергокомпании, при отсутствии серьезной альтернативы, стремятся не только максимизировать доходы, но и переложить на потребителя все свои непроизводительные затраты (потери в сетях, льготы для населения и т.д.). В общем, предпосылок для интереса к автономным источникам тепла немало. Собственное производство тепла позволяет предприятию снизить свою зависимость от отраслевых монополистов, получить тепло по себестоимости его производства. Объемы производства тепла могут быть организованы в строгом соответствии с потребностями предприятия. Главное, только правильно выбрать топливо. В отраслях, не связанных с оказанием авторемонтных услуг, наиболее широкое распространение получил газ. На сегодняшний день это один из самых доступных видов топлива. К тому же наличие разветвленных газовых магистралей в городской черте позволяет довольно легко получить доступ к этому топливу. При наличии возможности подключения к действующей газовой магистрали обычно выбор делается в пользу газа. Но при этом необходимо учитывать, что процесс согласований, монтажа и сдачи в эксплуатацию газовой котельной является длительным и дорогостоящим. То же самое можно сказать и об электроэнергии. Однако отапливать крупные помещения с помощью электричества слишком дорого, так же как и с помощью дизельного топлива, которое дорожает с завидной регулярностью в течение последних нескольких лет. Поэтому стоимость тепла при использовании дизельного топлива или электрической энергии не может конкурировать со стоимостью тепла от системы централизованного энергоснабжения. В сфере технического обслуживания транспортных средств (не только автомобильных), при эксплуатации которых используются смазочные материалы вязкостью до 90 W, наиболее выгодно использовать в качестве топлива отработанное масло. Проблема утилизации отслуживших смазок и масел давно знакома владельцам транспортных, автосервисных и металлообрабатывающих предприятий. Отопление помещений аппаратами, сжигающими отработанные масла, приносит ощутимую материальную выгоду, особенно в условиях непрекращающегося взлета цен на энергоносители. Именно поэтому на рынке отопительного оборудования растет интерес к теплогенераторам на отработанных маслах. Интерес к ним высок не только со стороны автотранспортных и автосервисных предприятий, но и со стороны владельцев складских помещений, которым более всего необходимо наличие дешевой теплоэнергии.

Первые печи на "отработке" появились в России более 10 лет назад. На сегодняшний день российский рынок предлагает порядка десятка марок оборудования, в основном зарубежного производства. Это воздухонагреватели, водогрейные котлы и даже кондиционеры, работающие на отработанных маслах. В данном материале мы рассмотрим лишь такую категорию оборудования как воздухонагреватели и водогрейные котлы. Посколько именно эти типы теплогенераторов наиболее востребованы в среднем и мелком бизнесе. Следует отметить, что в сфере авторемонта наиболее широкое распространение получили нагреватели воздуха. Они более доступны по цене, легки в монтаже и могут довольно быстро прогреть небольшое помещение. Мелкие СТО (установочные центры, пункты экспресс-замены масла) используют данный вид отопителей в качестве основного источника тепла. Крупные станции - в качестве дополнительного источника, который к тому же позволяет решить проблему утилизации масляной отработки.

Все воздухонагреватели, работающие на отработанных маслах, принято делить на две условные группы - капельно-испарительные аппараты и воздухонагреватели с наддувными горелками

Капельно-испарительные аппараты

Принцип работы практически тот же, что и у обычной "буржуйки". Печь имеет встроенный топливный бак, из которого масло подается на испарительную тарелку, расположенную внутри камеры сгорания. Масло поджигается вручную, затем тарелка постепенно разогревается и начинает в свою очередь греть масло, которое образует легковоспламеняемые пары. Как только печь разогреется до нормальной температуры, процесс испарения стабилизируется, и образующиеся пары сгорают. Корпус камеры сгорания, выполняющий функцию теплообменника, обдувается снаружи вентилятором (в самых маломощных моделях вентилятор отсутствует); нагретый таким образом поток воздуха направляется в отапливаемое помещение. Как видите, устройство теплогенератора не отличается особой сложностью, но есть у него и серьезный недостаток. Как вы понимаете, полного сгорания масла при этом не происходит, горит ведь не масло, а его пары. Несгоревшие остатки в виде смолистого нагара остаются на испарительной тарелке, которую необходимо чистить ежедневно. Технология очистки такова: печь надо затушить, дождаться остывания тарелки и снять нагар. Естественно, в наших условиях никто не ждет по несколько часов, пока остынет тарелка. Для ускорения процесса её нередко бросают прямо в снег. Это и приводит к тому, что она может довольно быстро выйти из строя. В остальном эти отопители довольно неприхотливы. Лучшие импортные образцы отработали на автосервисах в Новосибирске уже более 8 лет, без существенных поломок.

Нагреватели с горелками

Более сложное и современное оборудование. Принцип действия таких теплонагревателей следующий. Отработанное масло через фильтры перекачивается насосом из внешнего топливного бака к горелке. Перед попаданием в форсуночный блок для уменьшения вязкости масло нагревается в блоке подогрева. Далее топливо распыляется через форсунку и смешивается с вторичным воздухом, нагнетаемым вентилятором горелки, создается легковоспламеняющаяся смесь, которая поджигается электроразрядом. Камера сгорания обдувается снаружи мощным вентилятором. Нагретый таким образом поток воздуха направляется в отапливаемое помещение. Данная технология позволяет осуществлять максимально полное сгорание топлива, а операции по сервисному обслуживанию теплогенераторов сводятся к удалению пепла из камеры сгорания при помощи промышленного пылесоса (1-2 раза в сезон). КПД подобных систем доходит до 85%, а их гарантийный срок работы составляет до 3 лет. Если выбрать капельноиспарительный нагреватель несложно, то при выборе приборов оснащенных наддувными горелками, у многих возникают проблемы. Мы опросили продавцов данного вида техники и составили ряд рекомендаций, которые необходимо учитывать, планируя приобретение отопителя.

Измеритель и регулятор разрежения в дымоходе

В зависимости от погодных условий (температуры воздуха, силы ветра, атмосферного давления) или техногенных факторов (наличия систем вентиляции, кондиционирования в отапливаемом помещении), давление в дымоходе воздухонагревателя может изменяться. При большом разрежении вероятен эффект затягивания пламени горелки в трубу. При низком разрежении в дымоходе может произойти прорыв дымовых газов внутрь помещения. Измерить и отрегулировать разрешение в дымоходе можно с помощью тягомеров и барометрических заслонок. Однако не все производители штатно комплектуют свои отопители такими приборами. Их дополнительное приобретение обойдется вам в несколько сотен евро.

Воздушный компрессор

Для распыления топливо-воздушной смеси любому отопителю необходим сжатый воздух. Некоторые производители включают компрессоры в комплект поставки, другие нет. Для автосервиса это не так принципиально, поскольку на каждой станции имеется компрессор и разветвленная пневмосистема. Необходимо будет лишь посчитать, хватить ли мощности вашего компрессора на то, чтобы обеспечить воздухом ещё одного потребителя. Впрочем, требования к воздуху у большинства отопителей невысоки, и если вы выбирали компрессор "с запасом", то наверняка проблем не возникнет.

Тип горелки

Общеизвестно, что качество сгорания жидкого топлива зависит от степени его распыления и смешения с кислородом воздуха. Большинство моделей воздухонагревателей на отработанных маслах производители комплектуют топливными насосами и горелками, которые разрабатывались для дизельного топлива, а затем были модифицированы под масло. Такие горелки не самый оптимальный вариант: они более подвержены потере пламени и аварийным остановкам.

Материал камеры сгорания

При холодном запуске любого жидкотопливного воздухонагревателя в камере сгорания образуется конденсат. Это вызвано тем, что температура дымовых газов в местах соприкосновения с первоначально холодными стенками камеры сгорания оказывается ниже точки выпадения росы. При контакте содержащихся в дымовых газах соединений серы и азота с конденсатом, вследствие химических реакций образуются серная и азотная кислоты, результатом чего является интенсивная коррозия поверхности нагрева. Именно поэтому желательно при выборе воздухонагревателя остановиться на моделях с камерами сгорания из нержавеющей стали.

Тепло-и шумоизоляция корпуса

Воздух, нагнетаемый вентилятором, омывая камеру сгорания, нагревается. Направляемый внутри внешнего корпуса отопителя горячий воздушный поток выбрасывается через регулируемые жалюзи в отапливаемое помещение. При этом в процессе работы внешний корпус воздухонагревателя тоже нагревается. Для экономии места воздухонагреватели, как правило, подвешиваются на высоте 3-4 метров. Получается, что ближайшее окружающее их пространство прогревается впустую. Избежать таких теплопотерь можно, выбрав нагреватель с теплоизолированным корпусом.