cart Корзина пуста
г. Новосибирск, ул. Планировочная, 58 Смотреть на карте
pic Расширенная гарантия до 3 лет
pic Собственный сервис центр. Гарантийное, послегарантийное обслуживание и ремонт Подробнее
pic С 1994 года поставляем оборудование для ремонта и диагностики автомобилей
Статья

Комплектуем «холодный» пост (Оборудование для заправки и очистки систем кондиционирования автомобилей)

Сегодня, по самым скромным оценкам, 60% автомобилей не старше 7 лет оснащены кондиционером. Специфика работы этого устройства такова, что, как минимум, 1 раз в два года он требует обслуживания, которое включает в себя проверку давления в системе, очистку хладагента и его добавление. Помимо этого, ежегодно (а лучше каждые полгода: после зимы и после лета) рекомендуется производить профилактическую очистку и дезинфекцию испарителя кондиционера.

Даже в исправной системе кондиционирования специальный газ (фреон), который отвечает за холодный воздух, постепенно просачивается наружу через мельчайшие поры и трещинки в системе. Следовательно, периодически его нужно добавлять. А необходимость чистки испарителя объясняется тем, что на внешних стенках этого узла постоянно скапливается конденсат. Пыльца растений, пыль и мелкий мусор, которые присутствуют в воздухе, налипают на мокрый испаритель и со временем в этой влажной среде начинают «жить» различные бактерии, микробы и грибки (Staphylococcus aureus, Streptococcus faecalis, Bacillus cereus, Salmonella typhimurium и много-много других), вызывающие неприятный запах в салоне и даже ухудшение самочувствия у автовладельца. В общем, если рассуждать логически, количество обращений на сервис-центры по поводу проблем с работой климатических систем должно с каждым годом расти. Возможно, так оно и есть. Однако продавцы оборудования не отмечают резкого всплеска продаж специальных стендов для обслуживания кондиционеров. Они полагают, что спрос сдерживается отсутствием культуры обслуживания кондиционеров, а главное - отсутствием информации о том, к чему приводит, например, загрязненный испаритель. Причем это касается не только (и не столько) автовладельцев, но и самих владельцев и директоров СТО, а также их механиков и мастеров. Они не знают, как именно следует предложить эту услугу клиенту, не считают её достаточно перспективной и массовой, а, следовательно, не готовы тратить по 100 — 150 тысяч рублей на создание специального «холодного» поста. Многие автовладельцы ведь просто не знают, что эксплуатировать автомобиль с пустой системой кондиционирования вредно. Это приводит к серьезным неисправностям компрессора, отремонтировать который намного сложнее и дороже. Так что люди, которые думают, что зиму можно спокойно отъездить без фреона, сильно заблуждаются. Задача мастеров СТО — донести до них эту информацию и убедить в необходимости своевременного обслуживания и ремонта неисправной системы.

«Проблема, возможно, заключается в том, что многие автомобилисты пока могут обходиться без кондиционера. Думаю, что со временем число таких автовладельцев будет все меньше, — говорит руководитель отдела продаж компании «Техноэкспорт» Павел Распопин. — Сама же по себе данная услуга высокорентабельна, причем как за счет самой стоимости работ, так и за счет продажи хладагента. И сейчас люди уже готовы платить за свой комфорт. Даже несмотря на то, что у нас довольно короткое лето, найдется немного желающих ездить в душном салоне автомобиля. Что же касается спроса на эту услугу, то я могу предложить следующее. Что мешает сервисменам производить бесплатную проверку давления в системе? Ведь эта операция займет от силы 5 минут. Многие автовладельцы, может быть, и не подозревают, что в их любимом автомобиле пониженное давление в системе кондиционирования, а Вы им это наглядно показали и предложили решить проблему. Заправив систему хладагентом и маслом, далее Вы просто обязаны предложить чистку испарителя. Аргументы? Пожалуйста: «Вы ведь наверняка каждый день чистите зубы, а кто и когда чистил последний раз Ваш испаритель? А Вы, наверное, и детей возите в Вашем авто? Неужели Вам безразлично свое и их здоровье?» Кто откажется от такого СЕРВИСА?».

К сожалению, продажи оборудования по обслуживанию кондиционеров носят резко сезонный характер. Интерес к нему проявляется буквально в течение мая — начала июня. Если до середины лета автосервис не купил комплект оборудования, то покупка снова откладывается на год.

Но сначала, о технике.

Разберем детально, как работает специальная установка для обслуживания системы кондиционирования.





























Первым делом аппарат проверяет давление в системе, как в линии низкого давления (после испарителя кондиционера), так и в линии высокого давления (после компрессора кондиционера). Если давление оказывается незначительно ниже нормы, можно попросту добавить хладагент до требуемой нормы. Однако, в большинстве случаев проводится проверка системы на герметичность, поскольку необходимо выяснить, в результате чего возникла потеря хладагента? Он может просачиваться даже через исправные соединения при длительной эксплуатации, но если потеря большая, то, скорее всего, причина кроется в разгерметизации. Для проверки герметичности, аппарат откачивает из системы хладагент и масло (в современных установках масло тут же отделяется от фреона, а сам хладагент очищается от воды и прочих примесей и готов к повторной заправке) и создает вакуум. Система считается герметичной, если вакуум остается стабильным в течение 10 минут.

Полностью автоматические установки все операции (вакуумирование – сепарирование – контроль вакуума – заправка хдадагента и масла) проводят без вмешательства со стороны механика. Ему требуется только подсоединить установку, выбрать из базы данных установки заправочные объемы (а за их неимением, ввести их вручную). И нажать кнопку «СТАРТ». На полуавтоматических стендах каждая операция выполняется механиком вручную. Однако такие стенды на 20 – 30 % дешевле автоматических.

Работы по обслуживанию системы кондиционирования нередко сопряжены с проведением диагностики системы на предмет обнаружения места утечки. Есть два варианта проведения таких работ. Первый – с помощью электронного малогабаритного анализатора (по сути это газоанализатор, настроенный на фреон R134). Самое лучшее оборудование такого типа делает американская компания Robinair – течеискатель mod.16600. Единственный недостаток такого устройства заключается в том, что в некоторых автомобилях подкапотное пространство настолько плотно «упаковано», что «пройтись» с детектором по всей системе кондиционирования просто невозможно. К тому же, каким бы хорошим и точным ни был электронный прибор, он определяет лишь зону утечки (облако фреона). Второй (самый точный) метод – визуальный, с помощью специальных флуоресцирующих жидкостей. Комплект состоит из УФ-лампы (12 В), специальных желтых очков, устройства для подачи флуоресцирующих жидкостей (напоминает шприц) и, собственно, флуоресцирующих жидкостей. Кстати самих жидкостей три вида. А) для систем кондиционирования; Б) водоразбавимые – для обнаружения течей системы охлаждения, уплотнений кузова и т.д.; В) для добавления в масла и топливо – для обнаружения утечек в системах смазки ДВС, КПП, АКПП, ГУР, бензобаке и т.д. В последнее время данный метод получает повсеместное распространение по причине простоты и высокой эффективности. Тем более, что данные жидкости абсолютно безвредны для тех систем, куда их добавляют. Например, в США многие автопроизводители уже на конвейере заправляют все системы автомобиля соответствующими флуоресцирующими жидкостями.

Как происходит диагностика системы кондиционирования с помощью данной технологии? Все очень просто. Вы добавляете флуоресцентную жидкость в систему и отпускаете клиента на день-два, предупреждая его, чтобы он ездил только с включенным кондиционером. Единственное условие – кондиционер должен включаться, т.е. давление в системе должно позволить автоматике включить э/магнитную муфту компрессора. Когда клиент вернулся обратно, Вы надеваете те самые, специальные, желтые очки и под светом ультрафиолетовой лампы начинаете исследовать всю систему. При этом, даже самые маленькие трещинки в патрубках и неплотности в соединениях будут видны, как на ладони. Вам останется только отремонтировать или заменить изношенные узлы и заправить систему фреоном и маслом.

Конечно, нельзя сказать, что установка для замены хладагента окупит себя за один или два сезона. Однако примечательно то, что в последнее время сезонный перепад спроса на данное оборудование стал менее выраженным. Это говорит о том, что работы по обслуживанию и ремонту кондиционеров ведутся не только летом, но и зимой, пусть и в существенно меньших объемах. Особенно это касается кузовных мастерских. Вот где полуавтоматические стенды должны быть обязательно. Ведь любой лобовой удар, при котором происходит хотя бы смещение радиатора конденсора, приводит к потере герметичности системы кондиционирования. Соответственно, после кузовного ремонта данную проблему также необходимо выявлять и устранять, чтобы автомобиль выезжал за ворота станции в полностью исправном состоянии.

Теперь, собственно, о самих установках.

Мы предлагаем оборудование марки ISC. Это очень авторитетный итальянский производитель. В модельном ряду этой компании представлено на сегодняшний день три модели. Две полуавтоматические в разной комплектации и одна — полностью автоматическая. ISC Silver самостоятельно и последовательно выполняет все вышеперечисленные операции, не требуя внимания со стороны оператора. Это наиболее простое и технологичное решение, особенно в том случае, если у вас нет хорошо подготовленного мастера. Станция ISC Silver оснащена базой данных по заправочным объемам. Оператору необходимо только выполнить подключение, выбрать марку автомобиля и нажать кнопку «Пуск». Установка остановится только в том случае, если в процессе проверки системы на герметичность будет обнаружена утечка. В этом случае она подает сигнал о необходимости устранения утечки. Если циклограмма работ отличается от стандартной, например, требуется только откачать хладагент или заправить кондиционер, то вы можете выбрать ручной режим замены. По опыту компаний, которые уже эксплуатируют подобные установки, можно сказать, что использование «автомата» позволяет ускорить операцию по замене фреона на 10-20 минут по сравнению с заменой на ручном аппарате. Если вы планируете покупку такого оборудования, то должны учитывать, что автоматическая станция послужит имиджу предприятия. Экономический смысл её приобретения имеется только в условиях поточного обслуживания кондиционеров, когда важно как можно быстрее выполнять работы. Небольшим универсальным станциям можно ограничиться покупкой полуавтоматической установки ISC Business Futura. Это установка с ручным управлением, индикацией режимов и звуковой сигнализацией. Она самостоятельно и автоматически выполняет откачку фреона и отделение отработавшего масла. Все остальные операции мастер должен включать и контролировать самостоятельно. Естественно, здесь нет базы данных по заправочным объемам. Необходимое количество масла и хладагента мастер задает вручную.

Несколько слов о дополнительном оборудовании – для собственно ремонта. Например, сварочные аппараты для ремонта поврежденных фреонопроводов или радиаторов кондиционера предприятиям общего ремонта автомобилей не нужны. Статистика говорит о том, что 70% утечек приходится на радиатор испарителя, остальное — на соединения и трубопроводы, в основном, расположенные в нижней части подкапотного пространства. Повреждение конденсоров происходит крайне редко, обычно в результате ДТП. Соответственно, оборудование для ремонта трубопроводов закупать для автосервиса нецелесообразно. А если уж возникла потребность в ремонте, то лучше составить договор с организациями, которые специализируются на данных работах, и отдать эту услугу в аутсорсинг.

Что же касается чистки испарителя, то среди представителей автосервиса идут постоянные споры об эффективности безразборной химической очистки, при помощи оборудования типа WYYN`S AIRCOMATIC и специальной жидкости AIRCO-CLEAN® ULTRASONIC FOR CARS. Многие уверены, что очистить испаритель можно только механическим способом. Я думаю, что здесь следует не путать понятия: профилактика и ремонт. Если Вы – первый владелец автомобиля, или купили его в хорошем состоянии с небольшим пробегом, то можно с успехом пользоваться ежегодной профилактической обработкой с помощью специальных установок типа WYYN`S AIRCOMATIC и соответствующих жидкостей к ним. Эта «химия» действительно работает и эффективно очищает систему. Если же испаритель кондиционера не обслуживался годами, то химическая технология уже не поможет. Придется снимать панель приборов доставать испаритель и чистить его механически.

В последнее время на рынке появились составы для самостоятельной профилактической очистки испарителя – это баллоны со специальным бактерицидным спреем. Технология очень проста: запускаем двигатель, включаем кондиционер на самое сильное охлаждение (обычно это +18), скорость вентилятора ставим на максимум, регулятор распределения потоков ставим в положение «в лицо» и включаем внутреннюю рециркуляцию. Далее ставим баллончик на пол в районе ног переднего пассажира и нажимаем на головку баллончика (она с фиксатором) – спрей начинает распыляться вверх. Закрываем все двери и даем автомобилю работать 10 минут (в течение 5 минут спрей выходит из баллончика и еще 5 минут этот «туман» система будет «гонять» через себя по салону автомобиля. Для такого способа очистки и дезинфекции системы мы предлагаем новинку от всемирно известной компании MA-FRA – спрей OdorBact Out.

Итак, что же мы имеем, как говорится, в сухом остатке?

Первое. Обслуживание системы кондиционирования– это такая же РЕГУЛЯРНАЯ сервисная процедура для Вашего авто, как своевременная смена масла в двигателе, жидкости в АКПП или системе охлаждения и т.д.

Второе. Для того чтобы иметь возможность оказывать данную услугу, необходимо соответствующее оборудование и расходные материалы.

Третье. Как же сделать так, чтобы данная услуга была востребована автовладельцами. Вот тут начинается самое сложное. По иронии судьбы, здоровьем своего авто мы интересуемся больше, чем своим собственным. Мы никогда не забудем вовремя поменять масло в двигателе, охлаждающую жидкость или жидкость в АКПП, мы будем мыть и полировать кузов до зеркального блеска. Но никогда не задумаемся – чем мы дышим в салоне своего авто. А надо бы задуматься. Поэтому не открою Америки, если скажу, что 70% успеха – это квалифицированный мастер-приемщик. И, конечно же, наглядная агитация: купите на каком-нибудь «авто-разборе» испаритель кондиционера. В таком «первозданном» виде поместите его в прозрачный куб из оргстекла (чтоб «не распространял») и показывайте всем желающим.

Эффект гарантируем… И благодарных клиентов тоже.