cart Корзина пуста
г. Новосибирск, ул. Планировочная, 58 Смотреть на карте
pic Расширенная гарантия до 3 лет
pic Собственный сервис центр. Гарантийное, послегарантийное обслуживание и ремонт Подробнее
pic С 1994 года поставляем оборудование для ремонта и диагностики автомобилей
Статья

Переходный период (двоевластие) в системе кондиционирования. Биогазовые установки для заправки автомобильных кондиционеров.

Эксперты автомобильного рынка посчитали, сколько времени осталось жить хладону R134a. С 2011 года в Европе вступил в силу запрет на разработку новых моделей автомобилей, рассчитанных на применение этого хладагента. Поскольку максимальный период от начала разработки модели до ее поступления на конвейер в современном мире составляет 6 лет, к 2017 году производство машин со старыми системами кондиционирования должно прекратится полностью. Давайте поговорим о том, зачем автопроизводителям понадобилось менять хладон, и как это повлияет на независимый рынок автосервисного обслуживания.

Как и подавляющее большинство новшеств, которые в последние годы появляются на автомобильном рынке, изобретение нового хладона связано с желанием регулирующих органов снизить вредное влияние на экологию, которое оказывают автомобили. Автопроизводители поначалу попробовали сопротивляться, но были вынуждены уступить. Новый хладагент намного дороже R134a. К тому же он более горючий и имеет меньшую хладопроизводительность. В общем, по целому ряду параметров R1234yf (так назвали новый хладагент) – менее эффективен и менее удобен для автомобильной промышленности. К примеру, компания Daimler даже провела тест, по результатам которого объявила, что R1234yf при попадании на горячую турбину или каталитический нейтрализатор может вызвать пожар. Но экологи были непреклонны. Они заявили, что автопроизводителям следует уделить больше внимания способам прокладки магистралей для хладагента под капотом автомобиля, чтобы исключить вероятность попадания фреона на горячие детали. Почему же экологические чиновники Евросоюза (и не только) так активно ратуют за внедрение R1234yf? Дело в том, что все попытки автопроизводителей полностью устранить риск утечки хладонов в атмосферу так и не увенчались успехом. Газ просачивается из системы через сварные швы, в результате старения фитингов и гибких трубок, не говоря уже о серьезных ДТП, когда система кондиционирования полностью опустошается. Так вот, оказывается, R134a гораздо сильнее влияет на глобальное потепление, чем R1234yf. В сотни раз сильнее!

К примеру, если коэффициент воздействия на глобальное потепление (GWP – Global Warm Potential) хладона R134a составляет 1300 GWP, то у нового R1234yf – всего 4 GWP! В общем, есть о чём подумать. Конечно, сегодня R1234yf стоит почти в 10 раз дороже, и производят его всего три компании в мире. Но это всё временно. Как только доля автомобилей с новым хладагентом в системе станет заметной для рынка, производители хладонов предпримут тот же самый прием, который они использовали при переходе с фреона R12 на R134a – старый тип хладагента будет быстро дорожать, а новый, наоборот, дешеветь. Вероятнее всего, на рынке появятся и специальные «ретрофиты» - комплекты для переоборудования системы кондиционирования с одного типа хладона на другой, что приведет к ускоренному переходу вторичного рынка на новый фреон. Тот же самый концерн Daimler, который после теста с воспламенением R1234yf, вернул на большинство своих моделей старый хладон, доказал, что технически переоснастить систему кондиционирования не сложно.

Впрочем, есть некоторые нюансы. Как уже было отмечено выше, хладопроизводительность R1234yf не так высока (хуже на 5-8 %, по сравнению с R134a), поэтому производителям «ретрофитов» придется изобретать какие-то способы увеличения производительности системы кондиционирования, которые не затронут размер теплообменника и конструкцию компрессора. Также будут применяться другие сервисные порты для подключения установок по обслуживанию систем кондиционирования, чтобы исключить риск ошибочной заправки автокондиционера неправильным типом фреона. Работы в этом направлении уже ведутся, так что владельцам независимых автосервисов не стоит успокаивать себя тем, что нас эти изменения коснутся не раньше, чем лет через 5 - 7. Возможно, российские автолюбители и не будут сильно торопиться с модернизацией системы кондиционирования, но не нужно забывать о том, что значительная часть автомобилей на наш вторичный рынок по-прежнему поступает из США, Европы и Японии, где этот процесс будет происходить намного быстрее, чем в России.

Зачем нужны новые установки для заправки автокондиционеров?

Несмотря на то, что основные химические и физические характеристики обоих хладонов довольно похожи, производители установок для заправки автомобильных кондиционеров разработали новые модели оборудования. Зачем это сделано, и чем они отличаются?

Во-первых, для работы с хладагентом R1234yf необходима значительно более высокая точность заправки +/- 15 граммов, чего не требовалось при работе с R134a. Кроме того, в новых установках используются дополнительные системы контроля за работой системы вентиляции. А сама система вентиляции стала более мощной, чтобы не допустить ни малейшего скопления хладона внутри корпуса, поскольку R1234yf гораздо легче воспламеняется. С этой же целью в новых установках используется антиискровое электрооборудование (э/двигатели, выключатели и проч.). Также применены более совершенные системы взвешивания УФ-красителей и масла, а ёмкости для них стали полностью герметичными, что исключает вероятность гигроскопии (процесс поглощения технологической жидкостью влаги из воздуха, который приводит к ухудшению свойств жидкости). Ну и, конечно же, установлены новые штуцеры, которые не позволят мастеру заправить новый хладон в систему, которая рассчитана на применение R134a.

 

Стоит ли вкладываться в оборудование для заправки автокондиционеров по замене нового хладагента?

На наш взгляд, большинству небольших СТО, предлагающих сервис по обслуживанию автокондиционеров (проверку, очистку, замену хладагента), покупать оборудование, которое работает с хладагентами нового поколения, пока рано. ¬ Вероятнее всего, к вам на обслуживание пока еще не приезжал ни один автомобиль, кондиционер которого был бы заправлен R¬1234yf. Но если вы оказываете услуги автодилерам или станциям кузовного ремонта, то высока вероятность, что такая установка вам вскоре потребуется. Скорее всего, через 3¬ - 5 лет на рынке независимых автосервисных услуг будут сосуществовать два типа хладонов, поэтому автосервисным станциям придется какое-¬то время использовать два типа установок для заправки автокондиционеров.

Впрочем, флагманы производства установок для заправки автокондиционеров сегодня уже начинают предлагать оборудование, которое работает с двумя типами фреонов. Стоит оно недешево, но заметно дешевле, чем две отдельных установки. Отсюда вывод: если у вас уже есть современная с станция для заправки автокондиционеров, которая может в автоматическом режиме выкачивать старый фреон, очищать его и закачивать в систему чистый состав с новым маслом и УФ-красителем, то вам не стоит торопиться с покупкой установки, которая сможет обслуживать системы с хладагентами R-1234yf.

Однако же, если вы сейчас думаете, какую установку купить, то одним из решений будет покупка заправочной станции той фирмы, которая предлагает опционально её модернизировать (в будущем) под фреон R1234yf.

Что купить?

Spin

Итальянский производитель оборудования Spin представляет сегодня установку для заправки автомобильных кондиционеров, которая успешно заменяет два типа хладагентов – R1234yf и R134a. Это модель SLEEK 600 TFT PRINTER BIGAS. Установка работает полностью в автоматическом режиме управления с возможностью переключения на ручной. Имеется база данных по легковым автомобилям и коммерческим транспортным средствам. Обновление баз банных возможно через USB-порт. Модель оснащена: цветным дисплеем TFT 6”, специальным программным обеспечением для использования газа R1234yf и для промывки внутренней системы, двумя ваккумными насосами 170 л/мин, двумя баками по 12,5 кг, компрессором 400 г/мин, двумя парами соединений для R134a и HFO1234yf, принтером.

Robinair

Компания ROBINAIR, которая сегодня является частью Bosch Automotive Service Solutions, также предлагает несколько моделей для работы с новым типом хладагента. Семейство новых станций по обслуживанию и диагностике кондиционеров разработано с учетом требований ведущих автопроизводителей и успешно прошло испытания по стандартам SAE J2843, UL1963, TUV. Установки этой марки омологированы многими автопроизводителями и их уже сегодня можно увидеть на дилерских автосервисах GM и Daimler. Одна из новейших разработок компании – установка Robinair AC1234, в которой используется инновационная технология, которая позволяет восстановить и повторно использовать до 99% хладагента, который сохраняется в системе кондиционирования автомобиля. Что это означает на практике? Что автосервис имеет больше возможностей для ценового маневра при обслуживании автомобиля с новым хладагентом, который стоит очень дорого. Данная модель также производится в конвертируемом варианте, то есть может настраиваться для работы как со старым типом хладона, так и с новым.

Brain Bee

Базовая станция для автокондиционеров под хладагент R1234yf называется CLIMA-1234H. Станция получила омологацию Mercedes-Benz. Установка оснащена быстроразъемными соединениями ECO LOCK®, запатентованными компанией BRAIN BEE, которые позволяют сэкономить хладагент, обезопасить операторов и внести значительный вклад в защиту окружающей среды. Предусмотрено соединение с идентификатором хладагента, который также входит в комплектацию согласно требованиям DEUTSCHER OEM. Высокая действующая мощность обеспечивается мощным вакуумным насосом и баллоном на 26 литров. На данной станции установлен насос типа Long Life Pump, ресурс которого составляет 1 000 часов работы. Сердце установки CLIMA-1234H – ЖК-дисплей. Помимо этого, станция оснащена аналоговыми манометрами, позволяющими полностью контролировать ситуацию. Имеется встроенный принтер. Обновление баз данных происходит с помощью опции CLIMA SOLUTION (не входит в базовую комплектацию), которая позволяет скачать из Интернета информацию о новых автомобилях и обновление для программного обеспечения. Все обслуживаемые узлы в установке расположены таким образом, чтобы облегчить доступ к ним во время обслуживания и замены. Также есть функции подогрева баллона с хладагентом. Точность дозирования хладагента составляет +/- 15 граммов.

Однако на данный момент это не единственная модель Brain Bee, которая способна работать с новым хладоном. Откликаясь на будущую потребность независимых автосервисов в установках, которые смогут легко перейти с R134a на R1234yf, компания вывела на рынок новую модель станции для заправки автокондиционеров - Brain Bee CLIMA-9000 Multigas. В базовой комплектации она поставляется для работы с газом R134a, а в будущем возможно переоснащение для работы с газом R1234yf (комплект приобретается отдельно). Установка позволяет выполнять полный цикл обслуживания системы кондиционирования как в автоматическом (имеется встроенная база данных автомобилей), так и в ручном режимах. Модель русифицирована.

Texa

Компания Texa разработала, без преувеличения, наиболее совершенный модельный ряд установок для комплексного обслуживания автомобильных кондиционеров. На данный момент в ассортименте компании представлено три модели, которые могут обслуживать автомобили, заправляемые как фреоном R134A, так и фреоном R1234yf. При этом две из них, 720 R и 760 R, нуждаются при переходе с одного хладона на другой в переустановке специального комплекта. А третья модель – KONFORT 780 R Bi Gas — изначально имеет два резервуара и две отдельные системы для вакуумирования, рециркуляции и перезарядки, так что Вы сможете работать с двумя хладагентами (“старый” - R134a и “новый” - R1234yf) одновременно. Все этапы технического обслуживания на данной станции полностью автоматизированы, имеется система герметичных ёмкостей для масла, устройство блокировки/разблокировки весов и автоматический контроль правильности взвешивания хладагента. Станция специальное устройство для очистки внутренних гидравлических магистралей во время смены хладагента. Установка осуществляет автоматическую промывку магистралей, которая длится около минуты, чтобы перейти без проблем с одного газа на другой. KONFORT 780R BI-GAS, по сравнению с более высокой закупочной ценой, чем другие модели той же линии, представляет собой наиболее дальновидную инвестицию. Особенно это кааетсядля СТО, которые хотят поменять также заправочную установку для старого газа R134a, добавив возможность работать с автомобилями с новым хладагентом при максимальной экономической отдаче.

Помимо того, что производитель внедрил возможность работы с R1234yf, в конструкцию установок были добавлены и другие важные детали. К примеру, на моделях 760R BUS и 780R впервые используются герметичные бутылочки для масла. Компания TEXA получила патент на данное изобретение. Применение герметичных бутылочек с маслом защищает его от смешивания с воздухом и влагой – специальное устройство удаляет излишки воздуха при каждом подсоединении.